Будучи человеком верующим, в своих стихах Елена Камышная обращается к размышлениям о вечных евангельских истинах. Глубоко переживая жестокие парадоксы жизни, ее творчество,  отрешенное от обыденной суеты, устремленное к Богу, влечет нас в мир правды и красоты.        Это голос глубинной памяти, исповедальной молитвы, высочайшей любви к Донскому краю и России. В книге представлено духовное творчество поэтессы. В нее вошли ранее опубликованные, а также новые и не публиковавшиеся стихи и четверостишия.

Циклы стихов проиллюстрированы картинами на библейские сюжеты художником Дмитрием Близнюком. Это сотворчество, гармонично усиливая друг друга, позволяет расширить поле дозволенности познания Духа, Времени, Вечности. Книга предназначена церковному и светскому читателю.

 Е. Камышная и Д. Близнюк
Елена Камышная в мастерской художника Дмитрия Близнюка

«Есть Духа высшая стезя…»
         Вера. Храм. Божье Слово… Еще живы свидетели беспощадного, кровезлобного ХХ века (как метко в одном из стихотворений обозначила его поэтесса), когда все это пытались уничтожить - выхолостить душу, разрушить храм, подменить истину на ложь. Но крепкой оказалась глубинная сущность русского человека, хранящего Веру Православную. Не иссяк живительный родник мира нетленной красоты, в котором царствуют истина и любовь. Благостно постижение его художественным творчеством, будь то поэзия, живопись, музыка.
Высшее состояние души – любовь к Спасителю - основе, неизменной доминанте жизни и творчества. Труден и тернист этот путь, но вера и любовь окрыляют поэта и, по воле Божьей, он слышит звучания, понимает их и стройной формой рифмы - колокольным звоном своего творческого дара, служит Господу.
Стихи Елены Камышной, отрешенные от обыденной суеты, с ярким вдохновляющим содержанием, влекут нас в мир правды и Горней красоты. Возвышающим образом, действуя на душу и сердце, заставляют глубже почувствовать полноту жизни с ее радостями и скорбями. Они обладают удивительной способностью укреплять восприятие интуитивных идей, эмоций, мироощущений, которые так необходимы для внутреннего роста и очищения.


И музыкой светлой
Бессмертной души
В хорале людском
Покаянья -
В разверстое небо
Молитва летит
К Творителю мирозданья!

Изрекая глубинные чувства, поэт показывает, как бы озаренную солнцем, вершину молитвенного созерцания.
Обращаясь к истории зарождения христианства на Руси, она образно-тонко сбрасывает пелену веков и интуитивной дорогой мысли ведет от тьмы безбожного бродяжничества до заповедного дня Крещения Руси.

Во тьме бродяжничала Русь,
Безбожья брагой упиваясь,
Пил кровь ее восточный гнус
Пожаров пеплом наслаждаясь.
………………………………….
Но тихим, заповедным днем,
Святая Русь воспела хором –
Творец благословил перстом,
Даруя митру с омофором.

И окаянства тяжкий грех
Пал в преисподнюю денницей,
И Православие для всех
Открылось Чистою Страницей.

Спустя тысячелетие, в ХХ веке, православие в России подверглось страшному испытанию - власть направляла ум человека на ложные учения, возглавляла миллионы людей в их восстании против Бога.

Господь, Ты мир объял любовью,
Антихрист сгинул в преисподнюю,
Но не сдается сатана,
Господь – победа и борьба.

На глазах тогда совсем юной поэтессы, в 60-х годах прошлого века, разрушили греческую Благовещенскую церковь, которая стояла напротив ее родного дома в Университетском (Ткачевском переулке) города Ростова-на-Дону. Какой горечью пронизано стихотворение, посвященное светлой памяти этого храма:


Возносились кресты в небеса
В переулке Ткачевском когда-то -
За оградой там церковь была,
Красотою и светом богата.

И стоял в ней алтарь золотой,
И в окладах иконы сияли,
А в лазури парил Сам Господь!
Люди церковь ту греческой звали.

Что случилось, понять не могла
Я в те дальние юные годы;
Только помню, как рушили Храм,
Разбивая и стены, и своды.

Ушло это страшное время. Забрезжил иной рассвет… Но поэт, верный правде, предупреждает:

У времени нет хода вспять,
Но выбор дан, а с ним и доля.
Не окровавиться б опять
И прозябать без Божьей воли.

Дрожит осиновый рассвет,
Дай Бог, очнувшись от дурмана,
Звериный не оставить след
На шапке древнего кургана.

Как же милостив Господь, если дает выразить человеческое сердце словами и приоткрывает молящей душе таинство алтаря отделенного иконостасом от храмового зала жизни. Поэтому есть надежда, что эти слова не угаснут, а найдут отклик в сердцах людей.
   Порой, удивительным образом, слово является собирателем, некоей точкой пересечения (местом встречи) нескольких пространств, служит взаимопроникновению художественного творчества, в данном случае поэзии и живописи. Возникает новый термин – поэтика, и речь идет уже о сумме изобразительных средств.
   Несомненной удачей этой книги являются представленные в ней картины на библейские сюжеты художника Дмитрия Близнюка.
   Его «умозрения в красках» не входят в диссонанс с языковой стихией, напротив, гармонично усиливая друг друга, расширяют поле дозволенности познания Духа, Времени, Вечности. И эта обоюдность творчества, столь вдумчивая, емкая, богатая напряженной внутренней мыслью, драматическим содержанием, создает духовно - цельное художественное впечатление. Об этом говорится в стихотворении Елены Камышной:

Есть Духа высшая стезя -
Путь совершенства и познанья
И, равнодушна к дольнему страданью,
Душа стремится к Горнему не зря.

Сохраняя верность евангельскому тексту, художник переносит сюжеты картин в Горний мир, наполняя полотна теплыми красками солнечного света Небес, сознательно лишая, если следовать Евангельскому повествованию, географических признаков ландшафта, архитектурных построек, интерьера тех времен. Даже пейзажи на полотнах, как бы парят в воздухе, уходя от природной принадлежности какому-то народу или стране, воспринимаются земным собирательным образом и даже шире - образом дольнего мира, замершего в радостном ожидании единения с Творцом.
Идет время, меняются эпохи, а белые одежды духовности остаются неизменными. И внеразлучности с ними всё истинно-прекрасное, будь то поэзия, живопись, музыка, могучим призывом уносит душу к Богу, заставляя восторженно-молитвенными строками поэтессы восклицать:


Ярче тысячи солнц – Ты,
В каждом лике любви – Ты,
Совершенство и Свет – Ты,
Великой Истины Смысл – Ты!

И смиренно, ее стихотворной молитвой, просить Творца:

Прошу Тебя, Господь, молю,
Россию, родину мою,
Ты силой веры укрепи,
Росой святою окропи.

В Предвечной Благости Своей
Сердца любовью наши грей,
Божественной рукой веди,
От смуты души огради.

И пусть сияет Божий Крест,
Колокола звонят окрест,
Лампада и свеча горят,
Глаголы русские звучат!"


Первый проректор Донской Духовной Семинарии,
настоятель Сретенского Архиерейского подворья
священник Григорий Гриднев.

Обитель

Счастье духовного творчества
Сколько бы материальных ценностей ни создавал человеческий интеллект, в конечном итоге духовность, душа определяют всё. На перекрестках жизненных дорог душа человека, носительница удивительной энергии, вольна в своем выборе, но… Хорошо бы помнить, что мысли, поступки, деяния, проецируясь на окружающий мир, наполняют его, как светом, так и темными пятнами истлевшей, разбитой в прах совести.
Творцом художнику отпущена мера таланта, способность войти в мир чувств – мир красоты и драматизма. Ведь только Его Благодатью озаряется невидимое, постигается непостижимое, преумножается в душе любовь. Дальше всё то же - выбор, труд, терпение, вера, стремление к постижению Главной Заповеди Господа, с которой переносимей скорби, страдания, печали, глубже и светлей творчество. И если удается хоть на одну ступеньку подняться по Великой Лестнице, следуя словам Господа: «…верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит…» (Ин.14.12.), то и в этом - Его Промысел.
Огромна ответственность художника, дерзнувшего прикоснуться к Животворному Святому Слову. Зато, каким счастьем и трепетом наполняется сердце, когда Господь посылает слова поддержки, открывая их смысл в молитвах. Так, в акафисте «Слава Богу за всё» (Икос 7) говорится: «Наитием Святого Духа Ты озаряешь мысль художников, поэтов, гениев науки. Силой Сверхсознания они пророчески постигают законы Твои, раскрывая нам бездну творческой премудрости Твоей. Их дела невольно говорят о Тебе. О, как Ты велик в Своих созданиях! О, как Ты велик в человеке! …Слава Тебе за гениальность человеческого ума. Слава тебе за животворную силу труда. Слава тебе за огненные языки вдохновения…».
Отечество, родной дом, храм, душа – Обитель.
Озаренный, вдохновленный поддержкой, художник стремится к этим нетленным Обителям. Что выше?!
Воспеть Обитель – великое счастье.
Судить будут многие. Но Судья – Один.

                                                                    Елена Камышная

 

Об авторе

Донская поэтесса Елена Камышная живет и работает в Ростове-на-Дону. Член Союза журналистов России, член Петровской Академии наук и искусств (Санкт-Петербург). Выпустила несколько книг стихов, цикл духовной поэзии вошел в юбилейное издание каталога «Русская православная икона», выпущенного к десятилетию «Инва-Академии» (Краснодар - Москва). Имеет публикации, как в донских периодических изданиях, так и в российских. Участвовала в международном проекте книги (Россия, Франция, США) о нашей соотечественнице, героине Франции, Анне Юрьевне Смирновой-Марли. В мае 2008 года по приглашению Российского центра науки и культуры в Париже поэтесса успешно представила свою книгу «Ковыльные шелка» на Салоне русской книги.
Широкую известность Е.Камышной принесли песни и романсы, написанные современными композиторами на ее стихи, они звучат в театральных спектаклях и концертных программах. Песни вошли в серию альбомов «Любимые песни России» народной артистки России Людмилы Рюминой, исполняются солистами, народными хорами и ансамблями Донского края. Некоторые из них стали лауреатами Всероссийских и региональных фестивалей.
Но в каких бы жанрах ни работала поэтесса, творчество для нее связано с ощущением Высшего мира, Его присутствием на земле и свободой духа.

 

О художнике

Дмитрий Близнюк – живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР, член Союза художников РСФСР.
С 1960 года участник всесоюзных, зональных, республиканских и зарубежных выставок. С 1976 года по настоящее время персональные выставки проходили в Москве, Ростове-на-Дону, Орджоникидзе, Ставрополе.
Дмитрий Близнюк работает в классической манере живописи. Его мягкие, тонкие мазки создают иллюзию шелковистости полотен, реальные сюжеты картин своей красотой и одухотворенностью граничат с мечтой.
Плодотворно многолетнее сотрудничество художника с театрами города Ростова-на-Дону. Им разработаны художественные решения более чем к двумстам спектаклям по пьесам русских, советских, зарубежных драматургов и писателей. Эскизы декораций, созданные к спектаклям, – это выразительный художественный образ, помогающий зрителю глубже понять замысел, идею спектакля, а также почувствовать интонацию самого художника.
Являясь человеком верующим, художник обращает свое творчество к постижению великих тайн духовного мира - расписывает храмы, создает серию картин на библейские сюжеты. Некоторые из них представлены в этой книге.


Обитель
Тайная Вечеря. Мф., гл. 26, стих 17-27 (х/м; 80х60) 

***

«Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и,
раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие
есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал
им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть

Кровь Моя Нового Завета»

                                  Мф, гл. 26, стих 26-27

Бегут века, а Тайная Вечеря -
Оружие в погибель зверя.
Её таинственная суть –
Познание и Лик и Путь.

Обитель
Голгофа. Ин., гл.19, стих 26-30 (х/м; 80х60) 

***

 

«После того Иисус, зная, что уже все совершилось, …
говорит: жажду…»

Ин, гл.19, стих 28

Дорога к Истине –

Познанья точки,
Скрижалями ложатся
Эти строчки.
Из буквы исходя,
Нанизываясь в слово,
В стихи мои текут
Потоком новым,
Где горечь и любовь,
И масть измены –
Противный рыжий цвет
Монеты медной,
И рвущий жилы крик
О Саваофе,
И выдох – пить! –
Распятье на Голгофе!

Обитель
Откровение Св. Иоанна Богослова. Откр., гл. 19, стих 15-16 (х/м; 75х54)
***

«На одежде и на бедре Его написано имя:
Царь царей и Господь господствующих»

Откр., гл. 19, стих 16

 

Как беспощадно, жестоко, упрямо,
Не понимая величья святынь,
Падаем в бездну, где адова яма
Душу низводит до мрака пустынь.

Мудрое сердце духом смиренья
Путь освещает в предвечную даль...
Крестных страданий предназначенье -
Вырвана смертного жала печаль.

Так помоги от греховной отравы
Нам покаянием души омыть.
Есть абсолютное Господа право
Жизнь на земле без любви прекратить.

Обитель

Победа Архангела Михаила над драконом. Откр., гл. 12, стих 7-12
(х/м; 80х60)

***

«И низвержен был великий дракон,
древний змий, называемый диаволом
и сатаною… низвержен на землю…
Горе живущим на земле и на море!
Потому что к вам сошел диавол
в сильной ярости…»

Откр, гл. 12, стих 9, 12

Черный демон сладких отрав
В бархате ночи, дурмане трав,
В тысяче ликов серебряных лун,
В смертном захлебе оборванных струн.

 

Обитель
Сон Иакова. Быт., гл. 28, стих 10-17  (х/м; 80х60)

      ***

«…Я с тобою, и сохраню тебя везде,
куда ты не пойдешь;… Я не оставлю тебя,
доколе не исполню того, что Я сказал тебе»

Быт., гл.28, стих 15

 

В неизмеримом мирозданье,
Где жизнь - кометы краткий миг,
Предвечным нам дано познанье
Святых законов Его Книг.

Обитель
Откровение Св. Иоанна Богослова. Откр., гл. 14, стих 6-17 (х/м; 80х60)

  ***

«И увидел я другого Ангела…,
который имел вечное Евангелие, чтобы
благовествовать живущим на земле…
И другой Ангел следовал за ним, говоря:
пал, пал Вавилон…
И третий Ангел последовал за ними,
говоря громким голосом: кто поклонится
зверю и образу его, … тот будет пить вино
ярости Божией…»

                         Откр, гл. 14, стих 6-9

Это Ангелов трубы
В рассветной тиши
Над моею Землей!
И чистой водой,
Родниковой водой
Святителя Крест
Надо мной и тобой!
Святой Иоанн
Обращает свой взор
На пленников лжи,
Векового дурмана.
Склоните же головы
Вновь пред Кестом
Крестителя Господа -
Иоанна!
И музыкой светлой
Бессмертной души
В хорале людском
Покаянья -
В разверстое небо
Молитва летит
К Творителю мирозданья!

Обитель
Моление Господа в саду Гефсиманском. Мф., гл.26, стих 30-46 (х/м; 75х54) 

                

 

>>> далее >>>

 

 

 

 
главная | о книгах | стихи | песни | публикации и отзывы | гостевая книга

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

 

Сайт создан в системе uCoz